Налоговый контроль для сельскохозяйственных  товаропроизводителей

35

Федеральная  налоговая  служба,  рассмотрев  письма  Министерства  сельского хозяйства Российской Федерации от 15.05.2020 №16/197, от 01.06.2020 №16/226,  от 09.07.2020  №16/280  по  вопросу  представления  перечня  нормативных  правовых актов, определяющих документы, которые налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков  индивидуальных  предпринимателей,  применяющих  систему налогообложения  для  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  (единый сельскохозяйственный  налог  далее  –  ЕСХН),  при  проведении  камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению из бюджета,  а также  об истребовании  налоговыми органами  регистров бухгалтерского  учета  у  вышеуказанной  категории  налогоплательщиков,  сообщает следующее.

В силу пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс)  налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в  пределах  своей  компетенции  посредством  налоговых  проверок,  получения объяснений  налогоплательщиков,  налоговых  агентов  и  плательщиков  сбора, проверки  данных  учета  и  отчетности,  осмотра  помещений  и  территорий, используемых  для  извлечения  дохода  (прибыли),  а  также  в  других  формах, предусмотренных Кодексом.

В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  176  Кодекса  налоговый  орган  проверяет обоснованность  суммы  налога  на  добавленную  стоимость  (далее  –  НДС), заявленной  к  возмещению  налогоплательщиком  из  бюджета,  при  проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса.

Согласно  пункту  8 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по  НДС, в которой заявлено право  на  возмещение налога  из  бюджета,  налоговый  орган  вправе  истребовать  у  налогоплательщика  в порядке,  определенным  статьей  93  Кодекса,  документы,  подтверждающие правомерность  применения  налоговых  вычетов  в  соответствии  со  статьей  172 Кодекса.

При этом, необходимость и объем истребуемых документов для камеральной налоговой  проверки,  а  также  конкретный  перечень  мероприятий  налогового контроля  определяются  в  каждом  случае  отдельно  и  зависят  от  конкретных обстоятельств, выявленных в ходе проверки.

В  ходе  проведения  камеральной  налоговой  проверки  налоговый  орган устанавливает  соблюдение  налогоплательщиками  (в  т.ч.  индивидуальными предпринимателями  –  плательщиками  ЕСХН,  являющихся  плательщиками  НДС  с 01.01.2019  года)  общих  условий  для  применения  вычетов  по  НДС,  определенных нормами  статей  171,  172  Кодекса,  в  т.  ч.  в  общем  случае  устанавливается  факт принятия товаров (работ, услуг, имущественных прав) к учету (оприходования).

Поскольку  Кодексом  не  установлено,  в  каком  порядке  следует  принимать приобретенные  товары  (работы,  услуги,  имущественные  права)  на  учет,  в  общем случае  товары  (работы,  услуги)  и  имущественные  права  должны  быть оприходованы по правилам бухгалтерского учета, т.е. оприходованными считаются покупки,  которые  налогоплательщик  отразил  на  соответствующих  счетах бухгалтерского учета (в регистрах бухгалтерского учета).

Одновременно,  применительно  к  индивидуальным  предпринимателям-налогоплательщикам  ЕСХН,  налоговым  органам  необходимо  учитывать,  что  в соответствии  с  пунктом  2  статьи  6  Федерального  закона  от  06.12.2011  №402-ФЗ «О  бухгалтерском  учете»  у  индивидуальных  предпринимателей  отсутствует законодательно  установленная  обязанность  по  ведению  бухгалтерского  учета,  т.е. налогоплательщики  данной  категории   вправе   сами   принимать   решение   о ведении (неведении) бухгалтерского учета.

Таким  образом,  регистрами  бухгалтерского  учета  индивидуальные предприниматели могут не располагать на основании норм вышеуказанного закона.

Вместе с тем, налоговый орган, выставляя  в рамках статьи 93 Кодекса в  целях подтверждения  вычетов  по  НДС  требование  о  представлении  регистров бухгалтерского  учета  в  адрес  индивидуального  предпринимателя,  не  нарушил  его права.

В том случае, если индивидуальный предприниматель бухгалтерский учет не ведет,  то  на   основании  пункта  3  статьи  93  Кодекса  он  письменно  уведомляет налоговый   орган  о  невозможности  представления  документов  (регистров бухгалтерского учета)  с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены.

Указанное  уведомление  может  быть  представлено  в  налоговый  орган проверяемым  лицом  лично  или  через  представителя  либо  передано  в  электронной форме  по  телекоммуникационным  каналам  связи  или  через  личный  кабинет налогоплательщика.