ОБЗОР недостатков и нарушений, выявленных в ходе осуществления мониторингов практики применения профессиональных стандартов муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями городских округов и муниципальных районов Ростовской области

139

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» министерством труда и социального развития Ростовской области совместно с региональным методическим центром национальной системы квалификаций Ростовской области - АНО «Южное региональное агентство развития квалификаций» было проведено три мониторинга применения профессиональных стандартов муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями городских округов и муниципальных районов Ростовской области (далее – учреждения). В мониторинге ежегодно принимали участие около 2500 учреждений с общей численностью сотрудников более 15000 человек.

По итогам анализа полученных данных от учреждений выявлены следующие типичные недостатки и нарушения:

 

1.                Профессиональные стандарты не применяются или применяются частично:

1.1.Вместо утверждённых профессиональных стандартов применяются ведомственные приказы о требованиях к квалификациям или проекты профессиональных стандартов.

Например, ряд учреждений доводят информацию о завершении процедуры организации применения профессиональных стандартов по должностям: «Водитель», «Медсестра», «Врач» ссылаясь при этом на приказы: Минтранса России от 28 сентября 2015г. №287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. N 83н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием" и Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки". При этом профстандарт "Медицинская сестра/медицинский брат" утверждён Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 № 475н, для врачей разработаны стандарты в соответствии с их специализацией (врач-офтальмолог, врач-кардиолог и др.), а утверждённый Министерством труда и социальной защиты РФ профстандарт «Водитель легкового автомобиля» по состоянию на ноябрь 2022 отсутствует.

 

1.2. Неверно определяется или вообще не используется конкретный стандарт для должности в штатном расписании учреждения.

Например, у ряда учреждений в разделе формы для заполнения: «Должности, по которым профессиональные стандарты не разработаны» указываются должности «Бухгалтер», «Заведующий хозяйством» и другие должности по которым разработаны и применяются профстандарты. Для должности «Заведующий отделением» организации социального обслуживания используется профессиональный стандарт, утверждённый приказом Минтруда РФ от 18.06.2020 года № 353н «Руководитель организации социального обслуживания», в то время как необходимо использовать приказ Минтруда РФ от 18.06.2020 № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе». Аналогичные примеры можно привести по учреждениям всех сфер деятельности. В случаях, когда в учреждениях применяются не все профессиональные стандарты, разработанные и утвержденные на текущий момент, могут применяться штрафные санкции, предусмотренные ст. 5.27 КоАП РФ.

 

1.3. Используются утратившие силу профессиональные стандарты.

Поддержание в актуальном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров обеспечивается государством, поэтому регулярно происходит процесс актуализации профессиональных стандартов. При этом используемый ранее профстандарт признаётся утратившим силу. Однако, ряд учреждений используют неактуальные в настоящее время: приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1061 н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер», приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» и др.

 

1.4. Вместо кодов и наименований обобщенной трудовой функции(й), кодов и наименований трудовых функций профессиональных стандартов указывается код Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) или Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

Например, ряд учреждений вместо кода и наименования обобщенной трудовой функции(й), кодов и наименований трудовых функций для профстандарта «Бухгалтер» указаны коды ОКЗ (2411 – «Бухгалтер», 4311-«Служащие по бухгалтерским операциям и учету») или ОКПДТР (20337 – «Бухгалтер (средней квалификации)»). От верного определения кода обобщённой трудовой функции профессионального стандарта зависят конкретные требования к образованию, опыту работы и прочие квалификационные характеристики персонала.

 

Рекомендации: Применять для работы утверждённые приказами министерства труда и социальной защиты РФ профессиональные стандарты. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Использовать раздел II профессионального стандарта «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)», где последовательно описаны основные структурные компоненты: коды и наименования обобщенных трудовых функций, коды и наименования трудовых функций профессиональных стандартов.

Для поиска и отбора профессиональных стандартов рекомендуется пользоваться программно-аппаратным комплексом «Профессиональные стандарты», размещенном на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (http://profstandart.rosmintrud.ru/) и предназначенном для информационно-коммуникационного обеспечения функционирования системы профессиональных стандартов в Российской Федерации.

 

2.                Некорректно осуществляется организации процесса применения профессиональных стандартов

2.1. В качестве локальных нормативных актов, в которые внесены изменения при переходе на профстандарты, указываются документы, не требующие изменения в процессе организации процедуры применения профессиональных стандартов. И, наоборот, при  необходимости переименования должности и внесения изменений в локальные нормативные акты при переходе на профстандарты учреждения этого не делают.

Например, в ряде учреждений сообщается об изменении штатного расписания при организации применения профстандартов «Бухгалтер», «Специалист по кадрам» и др. Соответствие наименования должности указанному в профстандарте наименованию является обязательным в случае, когда с выполнением работ по этой должности связано предоставление компенсаций и льгот или наличие ограничений (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Если же профстандарт применяется в качестве основы для определения требований к квалификации работников, как в случае применения профстандартов «Бухгалтер», «Специалист по кадрам» и др. переименование должностей обязательным не является.

 

2.2.         При организации применения профессиональных стандартов в большинстве учреждений изменяют только должностные инструкции.

Например, в нарушение Постановления Правительства РФ № 584 отсутствуют планы по организации применения профессиональных стандартов, содержащие в том числе: а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению; б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке; в) этапы применения профессиональных стандартов; г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Рекомендации: При организации применения профессиональных стандартов в практике кадровых процессов системы управления персоналом учреждений следует использовать алгоритм, изложенный в «Рекомендациях по применению профессиональных стандартов в организации», разработанных ВНИИ труда Минтруда России (https://vcot.info/standards/user/recommendations) или справочном пособии «Применение профессиональных стандартов» разработанных ВНИИ труда Минтруда России и АНО «Южное региональное агентство развития квалификаций» (АНО «РАРК).

 

Для разъяснений и  ответов на вопросы действует информационно-справочная телефонная линия («горячая линия») на базе АНО «РАРК»        (+7 (863) 285-34-35).